18.11.2021
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ИХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ЗА СОВЕРШЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.
Обеспечение
безопасности детей, защита их благосостояния является одной из центральных,
приоритетных задач любого государства, которое должно обеспечивать максимально
высокий уровень жизни и здорового развития ребенка. Поведение человека в
обществе регулируется различными нормами - прежде всего моральными и
юридическими. Объем их требований, степень обязательности различна, но все они
для того и существуют, чтобы каждый из нас следовал им в своих действиях и
поступках. Невыполнение или нарушение требований этих норм влечет за собой
необходимость отвечать перед обществом, законом. В этом одна из важных граней понятия
«ответственность».
Чем
отличаются правонарушение и преступление, что тяжелее? Правонарушение - прямое
следствие бездуховности, бескультурья, стремления к легкой жизни, оно
выражается в несоблюдении правовой нормы. Правовая норма может запрещать как
действие, так и бездействие, если последнее приводит к общественно опасным
последствиям. Самый тяжелый, опасный для общества вид правонарушения - преступление,
то есть нарушение нормы уголовного права. К правонарушениям относят также
административные и дисциплинарные проступки, нарушения гражданского, семейного,
жилищного и другого законодательства. Совершение правонарушения влечет за собой
юридическую ответственность. Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего
гражданина - соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не
нарушать прав и законных интересов других лиц.
Существует
несколько видов юридической ответственности:
-
уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения
преступления шестнадцатилетнего возраста;
-
административная ответственность - разновидность юридической ответственности,
которая выражается в применении административного наказания к лицу,
совершившему административное правонарушение. Административное правонарушение –
противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического
лица, за которое законодательством об административных правонарушениях
установлена административная ответственность;
-
гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних. Она наступает за
причинение имущественного вреда кому-либо или причинение вреда здоровью, чести
и достоинству и т. д.;
-
дисциплинарная ответственность несовершеннолетних. Она может применяться,
только если несовершеннолетний работает по трудовому договору. Наступает она за
нарушение трудовой дисциплины (опоздание, невыполнение своих обязанностей и т.
д.). Существуют только три формы дисциплинарной ответственности: замечание,
выговор и увольнение.
Кроме
того, несовершеннолетний может быть направлен в специализированное учебное
заведение, что формально наказанием не считается, но является прямым следствием
совершения правонарушения.
Вовремя
замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная
помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут
привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют
следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:
-
неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством,
непослушанием, непоседливостью, упрямством;
-
порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение
окружающих, педагогов, родителей;
-
девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или
привычных;
-
предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и
деструктивного поведения;
- противоправное или преступное поведение -
поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками
проблемных детей могут являться:
1.
Уклонение от учебы вследствии:
–
неуспеваемости по большинству предметов;
–
отставания в интеллектуальном развитии;
–
отсутствия познавательных интересов.
2.
Низкая общественно-трудовая активность:
–
отказ от общественных поручений;
–
пренебрежительное отношение к делам класса;
–
демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
3.
Негативные проявления:
–
употребление спиртных напитков;
–
употребление психотропных и токсических веществ;
–
курение;
4.
Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
–
грубость;
–
драки;
–
прогулы;
–
пропуски занятий;
–
недисциплинированность на уроках;
6.
Отношение к воспитательным мероприятиям:
–
равнодушное;
–
скептическое;
–
негативное.
Почему
формируется такое поведение? Что влияет
на подростков?
1.
Неблагоприятные условия семейного воспитания. Для ребенка самый действенный
образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным
нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы,
разврат, проявление жестокости.
2.
Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно
одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным,
поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела., оно
пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
3.
Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители
боясь, чтобы их дети не наделали ошибок,
не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие -
инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
4.
Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не
отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей,
вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий
и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на
преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского
характера.
5.
Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей,
чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний,
унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить
ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность
суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая
физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко
толкая детей на преступления.