Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции

30.04.2020

Рекомендации по развитию, обучению, воспитанию дошкольников:

Ранний возраст

«Игры для развития речи младших дошкольников»

 

Игра «Я быстрее».

Цель: развивать речь, память, внимание.

Описание: встать рядом с ребенком. Выбрать предмет, находящийся в некоторомотдалении. Объяснить ребенку, что победит тот, кто первым дойдет до этого предмета, ноделать шаг можно только в том случае, если названо слово из выбранной категории,например: «Все круглое (теплое, мягкое)», «Домашние или дикие животные», «Посуда»,«Мебель» и т. п.

 

Игра «Что, где, когда».

Цели: развивать речь; помочь усвоению грамматических форм слов.

Описание: бросая мяч ребенку, задать вопросы:

- Где растут ветки? (На дереве.)

- Где растут деревья? (В лесу.)

- Где растут листья? (На ветке.)

- Где живут рыбы? (В реке.)

 

Игра «Спасибо, Маша!».

Цели: способствовать сенсорному развитию; помочь освоению родовых окончанийприлагательных.

Описание: прочитать ребенку потешку, сопровождая ее действиями и побуждая кэтому же ребенка.

Маша кашу варила, Выполнить круговые движения рукой, имитирующие

размешивание каши.Федота кормила. Выполнить движения рукой, имитирующие кормление ложкой.Федот компот варил. Сымитировать «размешивание» в другую сторону.Машу поил. Сымитировать питье из воображаемого стакана.

«Спасибо, Маша! Наклонить голову.

Спасибо, Федот! Выполнить поклон головой.

Вкусная каша!

Вкусный компот!

Спросить у ребенка, что еще может быть вкусным, перечисляя слова разного рода:«Яблоко какое? Вкусное! Суп какой? Вкусный! Слива какая? И т. д.».

Игра «Полезные «прятки».

Цели: развивать внимание; познакомить со значением предлогов под, на, в.

Описание: предложить ребенку поиграть в «прятки со сказкой». Придумать короткийрассказ, в котором ребенок будет выполнять то, о чем будет говориться в рассказе.

Например: «Жил-был мальчик (имя ребенка). Однажды они с мамой играли в прятки.Думал-думал (имя) и решил спрятаться под стол. Смотрит мама - нет ее мальчика. Где жеон? Может быть, под диваном? Посмотрела - нет его там. А может быть, под стулом? Итам нет. А-а, вот он где - под столом!» Далее педагог рассказывает о том, как мальчикспрятался в шкаф или притаился за занавеской. И т. д.

 

Игра «Перепутанная сказка».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: начать рассказывать ребенку сказку о Красной Шапочке. В том местеистории, где девочка должна встретить волка, изменить сюжет: «Идет она по лесу, и вдругнавстречу ей - Колобок!» В зависимости от настроения ребенка моделировать дальнейшееразвитие событий. Вполне возможно, что ребенок захочет послушать сказку втрадиционном варианте, в этом случае предложить ему напомнить ее продолжение. А можно предложить ребенку пофантазировать на тему «Красная Шапочка и Колобок(семеро козлят, Ниф-Ниф и т. п.)». Выслушать все предложения ребенка, спросить его,почему он хочет, чтобы тот или иной герой поступил именно так. Совместными усилиямивывести счастливый финал истории.

 

Игра «Один - много».

Цели: развивать речь, внимание; познакомить с формами слов во множественномчисле.

Игровой материал и наглядные пособия: парные карточки с изображениемодиночных и множественных предметов.

Описание: разложить перед ребенком карточки с изображениями нескольких

предметов. У педагога - карточки с одиночными предметами. Показывая ребенкукарточку, нужно спросить: «У меня есть яблоко, а у тебя есть яблоко?» Помочь ребенкунайти карточку с изображением нескольких яблок. Дать образец ответа: «У меня - яблоко,а у тебя - яблоки!» Использовать изображения предметов, множественное число которыхобразуется с помощью разных окончаний: дом - дома, нога - ноги, лицо - лица и т. п.

 

Игра «Поезжай!».

Цель: развивать навык правильного употребления форм глаголов.

Описание: педагог разыгрывает игровую ситуацию: к ребенку подъезжаетигрушечный зайка на машине, сообщает, что он едет на стройку, и просит погрузитькубики в кузов машины. После загрузки машины помахать зайке рукой и сказать: «Ну,поезжай, зайка». Затем приезжают мишка, кукла и другие игрушки. Побуждать ребенкаговорить не «Ехай!», а «Поезжай!». Если ребенок ошибся, поправить его.

 

Игра «Кто к нам пришел?».

Цель: развивать речь, логическое мышление.

Описание: спрятать игрушку-котенка. Спрятанный котенок забыл, какое он животное,но знает, что мама у него - кошка, а папа - кот. Обыграть ситуацию с цыпленком,теленком и т. п.

 

Игра «Где лежал мячик?».

Цель: развивать речь, навыки ориентирования в пространстве.

Описание: положить на стол небольшой мяч. Вокруг него разложить несколькознакомых ребенку предметов. Поинтересоваться: «Где лежит мячик?» - «На столе». Задатьвопрос по- другому: «Около чего лежит мячик?», «Перед чем лежит мячик?», «За какимпредметом лежит мячик?», «Недалеко от чего лежит мячик?», «Напротив чего лежитмячик?» и т. п.

 

Игра «Магазин».

Цель: развивать слуховое восприятие, внимание.

Описание: предложить ребенку поиграть в магазин. Разложить наимпровизированных витринах «товары»: игрушки, книжки, посуду и т. д. «Покупателями»могут быть педагог с ребенком, куклы, мягкие игрушки.Купить понравившуюся вещьможно при одном условии: «покупатель» произносит звук, с которого начинаетсяназвание «товара»: машина - «м», тарелка — «т» и т. д.

 

Игра «Укрась слово».

Цели: помочь выучить буквы; развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, крупа (разноцветные

пуговицы).

Описание: крупными буквами написать знакомое ребенку короткое слово («мама», «папа», «кот» и т. п.). Прочитать слово и предложить ребенку украсить надпись, обкладывая буквы по контуру крупой или пуговицами. Остановить ребенка, если он захочет начать с последней или средней буквы, объяснить, что все слова читаются слева направо. Выложив буквы, прочитать слово еще раз.

 

Игра «Путаница».

Цель: развивать речь, внимание, логическое мышление.

Описание: прочитать ребенку короткие стихотворения, делая паузу перед

произнесением последнего слова. Стихи рифмованы таким образом, что последняя рифма не всегда соответствует смыслу текста.

Знает это ребенок любой –

У апельсина цвет... (голубой - оранжевый).

Корова мычит,

Поросенок хрюкает,

Тигр рычит,

А собака... (мяукает - лает).

Как на нашей улице

Крякали две... (курицы -утки).

Известно каждому ребенку,

Что лошадь - мама... (жеребенка).

Цыплята знают, что поутру

Их папу все слышат! Ведь он... (кенгуру - петух).

 

Игра «Небывальщина».

Цель: развивать речь, логическое мышление, внимание.

Описание: Прочитать ребенку стихотворение К. И. Чуковского «Путаница».

Предложить расставить все по своим местам, объясняя свой выбор.

1) Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» - пел соловей.

Быстро дайте мне ответ:

Это правда или нет?

Н. Станкевич

2) Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский

3) Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон.

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

Русская народная небывальщина

 

Игра «Опиши предмет».

Цель: развивать речь, логическое мышление, навык классифицирования.

Описание: предложить ребенку описать какой-либо знакомый ему предмет. На первых занятиях лучше всего использовать предметы, находящиеся перед глазами (игрушки, мебель, одежду). Учить ребенка давать развернутую характеристику объекта.

Стоит обратить внимание на следующую схему-алгоритм, созданную В. Н. Григорьевым.

1. Предмет, класс, к которому он принадлежит, составные части предмета.

2. Форма, цвет, размер, материал.

3. Функции предмета.

4. Сравнительный анализ - по форме, цвету, материалу, функциям.

При этом взрослый должен обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его развития. Использовать слова, доступные пониманию ребенка.

Наглядно демонстрировать все, о чем рассказывается. Задать ребенку наводящие вопросы, подсказать, если он затрудняется с ответом. Игру можно организовать в форме сказки.

СКАЗКА О СТУЛЕ

Жил-был стул. Это был совсем старый стул. Вместе с другими стульями он стоялоколо стола. Однажды мимо проезжал зайка на детской машинке. Он ехал такнеосторожно, что стукнулся о ножку стула. Потерев шишку на голове, малыш возмутился:

«Ты кто? Чего ты дерешься?»

«Я - мебель, - ответил стул, - и вовсе я не дерусь! Это ты о мою ножку стукнулся».

«Ничего себе ножка! Целый столб! Да еще и не один!» — воскликнул зайка. «Конечно, - ответил стул, - у меня их целых четыре штуки».

«А зачем тебе столько ножек? - поинтересовался зайчик, - ты же не ходишь!» «Да, к сожалению, я не хожу, - грустно согласился стул, — но мне надо крепко стоять на ногах, чтобы люди, которые на меня садятся, не падали». «Гляди-ка! - изумился заяц, - на тебя еще и садятся?» «Конечно, ведь для этого я и нужен, - важно пояснил стул, - у меня есть широкое сиденье, на котором удобно сидеть, и высокая спинка, чтобы не упасть». «Вот тыкакой полезный, - восхитился зайка. - А я думал, что ты как стол, только меньше. Ведь Ваня всегда кладет на тебя игрушки или книжки. А Ванина мама забирается на тебя с ногами, когда ей надо достать что-нибудь с верхней полки. А ты, оказывается, такой же, как кресло и табурет, ведь на них тоже сидят!»

 

Игра «Расскажи мне... (описание но картинке)».

Цели: развивать речь, внимание, аналоговое мышление, воображение, расширять словарный запас.

Игровой материал и наглядные пособия: сюжетная картинка.

Описание: предложить ребенку рассказать о том, что он видит на картинке: в целом, детально. Задать ему наводящие вопросы. Например: на картинке изображена девочка, ведущая за руку маленького мальчика. Спросить ребенка: почему девочка ведет мальчика за руку? (Потому что он маленький. Потому что он не знает, куда идти. Потому что он не хочет идти и т. п.) Кто эта девочка?(Сестра мальчика. Соседка. Дочка маминой подруги т. п.) Куда идут девочка с мальчиком?(Домой. В детский сад. На прием к врачу. И др.)

Дать ребенку задание описать девочку, мальчика. Сравнить их. (Девочка выше мальчика, у нее длинные светлые волосы, а у мальчика - темные, короткие.) Рассмотреть одежду детей, обувь. Держат ли они что-нибудь в руках? Где они идут, что их окружает.

Поинтересоваться у ребенка, где, по его мнению, в это время находится мама мальчика?

(На работе, дома, у бабушки, в магазине и т. д.) А папа? Учить ребенка замечать детали, делать выводы, сопоставлять, проводить аналогии. Задавая вопросы, употреблять такие фразы, как: «А ты как считаешь?», «Ты уверен, что...», «Может быть, ты думаешь по-другому?» Помогать ребенку правильно строить фразы, употребляя нужные слова.

 

Игра «Что нужно человеку».

Цель: развивать речь, воображение, память.

Описание: нарисовать человечка. Предложить ребенку придумать ему имя. С

подсказки ребенка нарисовать все то, что необходимо человеку: дом, одежду, посуду, игрушки, друзей и т. д. Сочинить сказку о приключениях своего персонажа. Пусть ваш ребенок придумает маршруты и события для нарисованного героя. Составит ему режим дня, меню, опишет его действия. Предложить ребенку рассказать о человечке кому-нибудь из членов семьи.

 

Игра «Опиши куклу».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, память.

Описание: показать ребенку куклу, пусть он се внимательно рассмотрит. Затем спрятать игрушку и спросить ребенка, какого цвета было платье на кукле, длинное или короткое, с пуговицами или без и т. п. Повязать кукле бантик, но так, чтобы ребенок этого не видел. Вновь показать куклу и поинтересоваться, что изменилось в ее облике. По мере усвоения ребенком правил игры за одно занятие можно менять по несколько деталей, меняя кукле прическу, снимая и надевая носочки, туфельки, шарфики и т. п.

 

Игра «Вам письмо!».

Цель: развивать речь, воображение.

Описание: написать ребенку красочное письмо от имени его любимого персонажа (героя мультфильма, сказки, стихотворения). Запаковать в конверт и торжественно вручить. Прочитать письмо и предложить ребенку вместе сочинить ответное письмо.

Придумать тему послания, например: «Опиши, какие игрушки у тебя есть», «Расскажи, что ты любишь делать» и т. д. Запишите все то, что ребенок хотел бы рассказать своему новому другу. При этом громко проговорить и показать ребенку то, что вы пишете.

Возможно, адресат снова захочет написать ребенку.

 

Игра «Что с чем можно делать?».

Цель: развивать речь (употребление существительных в творительномпадеже без предлогов), воображение.

Описание: рассказать ребенку короткую историю: «Жил - был мальчик по имени (можно вставить имя ребенка). Ему было три года. Однажды бабушка подарила мальчику лопату. Задумался малыш: «Что же мне с ней делать?» Предложить подумать о том, что можно делать лопатой. Помочь ребенку, выдвигая версии поочередно. Задать вопросы оспособах использования разных предметов: «Что можно делать ложкой (красками, клеем, нитками и т. п.)?»

Игра «Кому бы позвонить?».

Цели: развивать речь; заложить основы этикета.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушка-телефон.

Описание: предложить ребенку «позвонить» кому-нибудь по телефону (бабушке, дедушке, другу, игрушке и т. п.). Педагог исполняет роль собеседника. Обратитьвнимание ребенка на необходимость здороваться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», поддерживать разговор. Поинтересоваться, что бы ребенок хотел спросить у бабушки (зайки, лисички и т. д.), что может рассказать о себе, о маме, папе и т. д. Напомнить ребенку о необходимости говорить «до свидания» по окончании разговора.

Игра «Причины катастрофы».

Цели: развивать речь; помочь освоить категорию «причина - следствие».

Описание: прочитать рассказ Я. Тайца.

КУБИК НА КУБИК

Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую

башню. Прибежал Миша:

- Дай башню!

- Не дам!

- Дай хоть кубик!

- Один кубичек возьми!

Миша протянул руку - и хвать самый нижний кубик. И вмиг - трах-тара-рах! – вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Предложить ребенку попробовать сделать так же. Построить башню и выдернуть нижний кубик; кубик из середины; снять верхний кубик. Объяснить ребенку причину разрушения башни.

 

Игра «Зоопарк».

Цель: развивать речь, память.

Игровой материал и наглядные пособия: игрушки-животные (карточки с

изображениями животных, овощей и фруктов).

Описание: предложить ребенку показать кукле зоопарк. Разместить животных или карточки с их изображением в виде небольшой аллеи. Попросить ребенка рассказать кукле всё, что он знает о каждом звере, помочь ему строить рассказ. Объявить обед взоопарке. Дать ребенку картинки с продуктами и поручить «покормить» каждое животное тем, что оно любит. Задать провокационные вопросы: «Бананы мы отдадим зайцу? А вот эту красивую морковку, наверное, съест собака, да?»

 

Игра «Докажи!».

Цель: развивать речь, память, умение анализировать, приводить и отстаивать доводы.

Описание: начать игру так: «Мне кажется, что мама теленка - лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т. п.». Побудить ребенка объяснить вам, что теленок - детеныш коровы, а не лошади: у лошади нет рогов, у теленка нет гривы, лошадь ржет, теленок мычит и т. п. «У воробья есть клюв и перья, значит его мама - курица».

Контрфакты: разный размер, воробей летает - курица нет, воробей чирикает – курица квохчет, кудахчет и т. д. Продолжить игру с ребенком, помогая ему сделать тот или инойвывод. Противопоставлять можно разные объекты и категории, например, «медведь живет в норе», «хлеб растет на дереве» и т. п. Каждую игру следует доводить до логического завершения, чтобы у ребенка формировались верные образы рассматриваемых объектов.

 

Игра «Мимо леса, мимо поля».

Цель: развивать речь, память, воображение.

Описание: предложить ребенку отправиться в путешествие на поезде или на машине.

Сесть рядом, изобразить рев мотора или стук колес, гудок паровоза. Сказать: «Смотри -мы проезжаем мимо речки! Я вижу, как там плещется рыба! Вон плывет маленькая рыбка- пескарь, а за ним гонится большая щука и т. д.». «Проехать» мимо леса, мимо деревни,мимо зоопарка и т. п. Если ребенок не может описать что-либо, задать ему наводящиевопросы: «Мы едем мимо леса, ты видишь кого-нибудь? Я вижу зайца. Никак не могурассмотреть - он один или с зайчонком?»

 

Игра «Вредности».

Цели: развивать речь; познакомить с антонимами.

Описание: предложить ребенку поиграть во «вредности».

- Бумага белая, - говорит педагог.

- Нет, она черная! - возражает ребенок.

- Баба-яга злая.

- Нет, она добрая!

- Наш дом высокий.

- Нет, он низкий. И т. д.

 

Игра «Опять вредности!».

Цели: развивать речь; познакомить с глаголами с противоположным значением.

Описание: называя действия, попросить ребенка делать все наоборот.

- Я сейчас открою дверь.

- А я ее закрою.

- Я пришью пуговицу.

- А я ее оторву.

- Я буду говорить.

- А я буду молчать. И т. п.

 

Средний возраст: Математические игры

Картотека дидактических игр по формированию элементарных

математических представлений

(средняя группа)

Количество и счет

«Правильный счет»

Цель: помочь усвоению порядка следования чисел натурального ряда;

закреплять навыки прямого и обратного счета.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети встают в круг. Перед началом договариваются, в каком

порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и

нанизывают число. Тот, кто поймал мяч, продолжает счет, перебрасывая мяч

следующему игроку

«Много-мало»

Цель: помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько»,

«больше», «меньше», «поровну».

Содержание: попросить ребенка назвать одиночные предметы или

предметы, которых много (мало). Например: стульев много, стол один, книг

много, животных мало. Положить перед ребенком карточки разного цвета.

Пусть зеленых карточек будет-7, а красных -5. Спросить каких карточек

больше, каких меньше. Добавить еще 2 красные карточки. Что теперь можно

сказать?

«Отгадай число»

Цель: способствовать подготовке детей к элементарным математическим

действиям сложения и вычитания; помочь закрепить навыки определения

предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка.

Содержание: спросить, например, какое число больше трех, но меньше

пяти; какое число меньше трех, но больше единицы и т. д. Задумать,

например, число в пределах десяти и попросить ребенка отгадать его.

Ребенок называет разные числа, а воспитатель говорит больше или меньше

задуманного названное число. Затем можно поменяться с ребенком ролями.

«Счетная мозаика»

Цель: познакомить с цифрами; учить устанавливать соответствие

количества с цифрой.

Оборудование: счетные палочки.

Содержание: вместе с ребенком составлять цифры с помощью счетных

палочек. Предложить ребенку рядом с поставленной цифрой поместить

соответствующее ей количество счетных палочек.

«Возьми столько же»

Цель: упражнять в составлении двух равных групп предметов,

активизировать словарь «столько же», «поровну».

Оборудование. У детей таблица с тремя полосками, деленная по

вертикали на три равные части.

Содержание: В левой части карточки изображены разные предметы (от 1

до 5, наборы геометрических фигур и счетных палочек.

Педагог предлагает рассмотреть таблицы и рассказать, что на них

нарисовано. Затем дети заполняют среднюю (по вертикали) часть таблицы,

берут столько же геометрических фигур, сколько предметов изображено в

каждой клетке. Педагог спрашивает ребенка, сколько фигур он положил,

предлагает проверить правильность путем наложения. После заполнения

средней части таблицы дети берут счетные палочки и выкладывают в правой

части таблицы по количеству нарисованных предметов.

Геометрическая форма

«Подбери по форме»

Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его

признаков.Хочу такой сайт

Оборудование.по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических

форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой

формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке) .

Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мысейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надовспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этотвопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигурыпо форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильноразложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры,найти и исправить ошибку.

«Найди свой домик»

Цель: закреплять умение различать и называть круг, треугольник,прямоугольник, квадрат.

Оборудование: 4 обруча, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники

по количеству детей, бубен.

Содержание: Воспитатель кладет на пол два обруча на большом

расстоянии друг от друга. Внутри первого обруча он помещает вырезанный

из картона квадрат, внутри второго – круг. Детей надо разделить на две

группы: у одних в руках квадрат, а у других – круг. Затем воспитатель

объясняет правила игры, которые заключаются в том, что ребята бегают по

комнате, а когда он ударит в бубен, должны найти свои домики. Те, у кого

круг, бегут к обручу, где лежит круг, а те, у кого квадрат, - к обручу с квадратом.

Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у

детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются фигуры и сколько их. При повторном проведении игры надо поменять местами

фигуры, лежащие внутри обручей.

 

«Отгадай»

Цель: закреплять умение различать круг, квадрат и треугольник.

Оборудование.мяч; круги, квадраты, треугольники разных цветов.

Содержание: Дети становятся в круг, в центре которого находится

воспитатель с мячом. Он говорит, что сейчас все будут придумывать, на что

похож тот предмет, который будет показан. Вначале воспитатель показывает

желтый круг и кладет его в центр. Затем предлагает подумать и сказать, на

что этот круг похож. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит

мяч. Ребенок, поймавший мяч, говорит, на что похож круг. Например, на

блин, на солнце, на тарелку…Далее педагог показывает большой красный

круг. Дети фантазируют: яблоко, помидор…В игре принимают участие все.

Для того чтобы детям был более понятен смысл игры «Отгадай», покажите

им иллюстрации. Так, красный круг – помидор, желтый круг – мяч.

Величины.

 

«Сбор фруктов»

Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой

величины.

Оборудование.яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин

большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая;

дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и

образцы (по 8-10 яблок были одной величины). Диаметр каждого яблока

меньше предыдущего на 0, 5 см.

Содержание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и

говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а

большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по

яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с

дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в

соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей.

Игру можно повторить несколько раз.

 

«У кого хвост длиннее?»

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по

длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее",

"широкий", "узкий.

Содержание. Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик,

медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост.

Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей

зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны.

Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и

ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее,

широкий, узкий и т. д.

 

«Сравни дорожки»

Оборудование: Дорожки (полоски) разной ширины.

Цель: Учить сравнивать предметы по ширине, раскладывать их в

убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты

сравнения соответствующими словами: широкий, уже, самый узкий, узкий,

шире, самый широкий.

Содержание: Педагог предлагает сравнить дорожки разными способами

(приложением, наложением, разложить в порядке увеличения ширины,

уменьшения.Ориентирована в пространстве

 

«Кто где»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди,

сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Оборудование.игрушки.

Содержание: расставить игрушки в разных местах комнаты. Спросить

ребенка, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т. д.

Спросить, что находится сверху, что снизу, справа, слева и т. д.

 

«Бегите к цифре»

Цель: упражнять в запоминании и различении цифр, умении

ориентироваться в пространстве; развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением цифр, развешанные в разных

местах комнаты.

Содержание: Игра малой подвижности. Педагог (водящий) называет одну

из цифр, дети находят в помещении карточку с ее изображением и бегут к

ней. Если какой-то ребенок ошибается, он выбывает из игры на некоторое

время. Игра проводится до тех пор, пока не выявится победитель.

Можно усложнить задание, предложив детям, встав около цифры,

прохлопать в ладоши (или протопать, или присесть) число, которое она

обозначает.

 

«Лифт»

Цель: закреплять прямой и обратный счет до 5, закрепление основных

цветов радуги, закреплять понятия «вверх», «вниз», запоминать порядковые

числительные (первый, второй)

Содержание: Ребенку предлагается помочь жителям поднять или опустить

их на лифте, на нужный этаж, считать этажи, узнать, сколько живет жильцов

на этаже.

"Что где находится?"

Цель: Упражнять в определении пространственного расположения

предметов по отношению от себя "впереди", "сзади", "перед", "слева",

"справа", "вверху", "внизу".

Оборудование: Игрушки

Содержание: Ребенок останавливается в определенном месте комнаты и

пересчитывает предметы находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

Ориентировка во времени

«Когда это бывает»

Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных

признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Оборудование.картинки по временам года.

Содержание: Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько

картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по

2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры, воспитатель раздаёт

всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала,

внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает оеё

содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает

время года. Вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков

из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск

картинок с соответствующим содержанием.

«Назови пропущенное слово»

Цель: учить называть временные отрезки: утро, вечер, день, ночь.

Оборудование: мяч.

Содержание: Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из

детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток: - Мы

завтракаем утром, а обедаем. Дети называют пропущенное слово. - Утром ты

приходишь в детский сад, а уходишь домой ….-Днем ты обедаешь, а

ужинаешь…

«Кто раньше? Кто позже?»

Цель: закреплять знания детей о временных представлениях: сначала,

потом, до, после, раньше, позже.

Содержание: Инсценировка сказок с использованием иллюстраций

"Репка", "Теремок", "Колобок" и др.

«Светофор»

Цель: закреплять представления детей о временах года.

Содержание: Педагог говорит, например, "Кончилось лето, наступила

весна". Дети поднимают красный круг – сигнал остановки, ошибки

исправляются.

«Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток, их последовательности,

закреплять понятия - вчера, сегодня, завтра.

Содержание: Дети в кругу. Ведущий начинает фразу и бросает мяч

одному из играющих: "Солнышко светит днем, а луна ….". Тот, кто

заканчивает фразу, придумывает новую "Утром мы пришли в детский сад, а

вернулись …", "Если вчера была пятница, то сегодня …", "Зиму сменяет

весна, а весну …".

"Вчера, сегодня, завтра"

Цель: Закреплять понятие о таких категориях, как "вчера", "сегодня",

"завтра"

Материал: Мяч

Содержание: Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим и говорит:

"Мы лепили.когда". Поймавший заканчивает фразу, отвечая на вопрос

"когда?"

Мы пойдем гулять в парк. (сегодня)

Мы навещали бабушку. (вчера)

Мы будем читать книгу. (завтра)

 

Оригами для детей

Оригами для детей 4 – 5 лет

Пятилетний возраст считается одним из самых творческих периодов в

жизни ребёнка. Среди многих видов искусства и ремесла, которые

необходимо освоить в это время, лёгкое оригами для детей занимает особое

место. Оно способствует развитию интеллекта, формирует уверенность в

своих силах и повышает внутреннюю самооценку.

Психология среднего дошкольного возраста

В промежутке между 4 и 5 годами ребёнок самоопределяется,

вырабатывает линию поведения по отношению к окружающему миру и

накапливает максимум информации. Его возможности растут, он уже

свободно владеет многими художественными инструментами: кисточкой,

карандашом, мелками, умеетвырезать и клеить на основу

простейшие аппликации.

Маленький человек хочет бытьсамостоятельным, проявлять своюиндивидуальность, но, в то жевремя, нуждается в постоянномконтакте с родителями, их поддержке, одобрении своих действий. Оригами позволяют реализовать обеэти потребности. Бумажные фигурки можно складывать всей семьёй, вместеразбираясь в схемах и радуясь полученному результату. Затем с моделямиустраивают домашние спектакли, что ещё больше сближает ребенка сродителями, помогает выстроить тёплые, дружеские отношения.

Воспитательная роль оригамиДревнее искусство складывания фигурок из бумаги не простодоставляет удовольствие. Оно способствует выработке таких важных вчетырёх – пятилетнем возрасте навыков, как:

Аккуратность. Пока родителям сложно донести до детей, насколько

важна чистота рабочего места, обеденного стола, посуды, одежды. Но если

небрежно складывать фигурки-оригами, они вообще могут не получиться.

Постепенно ребёнок поймёт, что без аккуратности, он не сможет достичь

успеха.

Усидчивость. Ещё один «камень преткновения» для пятилеток.

Многие из них не могут обуздать желание постоянное двигаться, что мешает

им в более взрослом возрасте, когда начинается школьное обучение. Так что

терпение, способность организовать себя и упорно добиваться успеха, просто

необходимо воспитывать заранее.

Умение доводить начатое до конца. Ситуация, когда маленький

творец бросает на полпути рисунок, фигурку из пластилина или аппликации,

знакома родителям. Но в отличие от других видов прикладного искусства,

японскоебумагоделие даёт результат только по завершении всех этапов

складывания, промежуточных стадий здесь нет. Так что поневоле придётся

дисциплинировать себя.

Желание создавать, а не разрушать. Дети с легко возбудимой

нервной системой, могут что-то портить и ломать просто, чтобы разрядиться

психологически, дать выход накопившейся отрицательной энергии. Уже

доказано, что складывание бумажных фигурок способно снимать стрессы и

оказывать успокаивающее воздействие, одновременно симулируя творчество

и фантазию.

Коммуникативные навыки. Собственно любой вид совместногорукоделия обучает общению как сосверстниками, так и со взрослымилюдьми. Оригами – не исключение.Родителям со своей стороныне стоит слишком опекать

маленького мастера, лучшеприходить на помощь только послеего просьбы. В 4 – 5 лет дети всостоянии самостоятельноразобраться с простой схемой оригами и выполнить все указанные в нейшаги.

Полезные модели

Отличный вариант – функциональные поделки из бумаги, которыеможно затем использовать для вполне конкретных задач. Например,фигурной шляпой-оригами дополнить новогодний костюм, а в стаканчикпоставить кисточки и карандаши. Получится, что играя, дошкольник создаётполезные и нужные вещи, усваивая истину, что работа – это не тяжёлоенаказание, если она в радость.

Шляпа

Взяв односторонний лист красной бумаги, можно легко запастисьярким головным убором Деда Мороза. Или закрыть голову от солнца вжаркий летний день. Для этой модели понадобится не квадратный, апрямоугольный лист бумаги. Если шляпа предназначена кукле илидомашнему питомцу (некоторые из них стоически переносят подобныенаряды), подойдёт стандартный лист А4. Чтобы сделать головной уборребёнку, потребуется формат А2.

Алгоритм работы:

Лист располагаем короткой стороной к себе. Складываем пополамсверху вниз. Теперь слева направо. Последнюю складку раскрываем.Верхние углы сгибаем к намеченной центральной линии. Хорошопроглаживаем все линии складок.

Нижнюю часть слоя, который находится ближе к нам, отгибаем наверх,образуя поля шляпы. Переворачиваем заготовку. Проделываем то же самое сдругой стороной. Открываем заготовку изнутри, чтобы она приобрела объём.

Шляпа самурая

Намного эффектнее смотрится такая модель головного убора,напоминающего боевой самурайский шлем кабуто. Этот вид боевыхдоспехов украшался накладной пластиной в виде рогов или перевёрнутого полумесяца, служившей знаком отличия для могущественных и родовитыхвоинов.

Лучше всего взять лист, формата А1 и сделать из него квадрат, путёмсгибания короткой стороны к длинной. Нежелательно использовать цветнуюбумагу для детского творчества – она слишком тонкая и хрупкая, поэтомубыстро перетрётся на сгибах или разорвётся. Подойдёт дизайнерский картон,«васи», крафтс принтом или, например, плотные обои с восточнымрисунком.

Алгоритм работы:

Берём исходныйквадрат – в примереиспользуется специальнаябумага для оригами стематическим изображениемсамурая. Располагаем настоле вершиной к себе,превращая в ромб.Складываем сверху вниз.Внешние углы сгибаем ксередине. Вновь получаемромб, только меньшегоразмера.Два верхних слоя складываем пополам в вертикальном направлении.Внутренние углы отгибаем наружу, полиниям, обозначенным на рисунке.Хорошо заглаживаем получившиеся«крылышки». Третий слой сгибаем,как показано на рисунке, немногониже центральной линии.Треугольник заглаживаем.Его основание подворачиваем ещёраз, получая поля.Оставшийся нижний треугольниксгибаем вверх.Заглаживаем складку.Заправляем угол внутрь шляпы.Модель готова, можно носить.

Вороны

Перед тем, как заняться складыванием, стоит познакомить ребёнка своронами немного ближе, рассказав ему интересные и познавательные фактыиз их жизни. Тогда не возникнет желания обижать этих уникальных птиц –выдающихся интеллектуалов животного мира.

Алгоритм работы:

Помимо двухцветного квадратноголиста, размером 15х15 см, потребуется:1. веточка с искусственными«осенними» листьями;2. принтованный картон дляскрапбукинга;3. кукольные глаза из пластика;4. клей;5. ножницы с волнистыми краями(по желанию).

Располагаем квадрат вершиной к себе, белой, изнаночной стороной вверх.Складываем вдвое по вертикали и вновь раскрываем. Боковые углы сгибаем, как показано на рисунке. Верхний угол опускаем до линии боковин.Получается голова. Её следует снова сложить вдвое, чтобы «клюв» коснулсяверхней линии заготовки. Потом согнуть ещё раз.Переворачиваем заготовку и делаем «хвост». Складываем фигурку пополам.Нижний угол должен коснуться верхней грани. Затем отгибаем хвост вобратную сторону, чтобы его было видно с лицевой стороны.

Игривый котёнок

Несмотря на большое количество шагов, собирается этот весёлый домашнийпитомец достаточно быстро. А на открытке к 8 Марта или дню рождения он будет выглядеть просто потрясающе. Фигурка состоит их двух частей –головы и туловища, которые в конце скрепляются между собой.

Алгоритм работы:

 Квадрат, размером 10х10 см, располагаем белой стороной вверх инамечаем диагональные складки в обоих направлениях.

 Развернув как ромб, подгибаем нижнюю вершину под заготовку. Аверхнюю складываем до серединной линии.

 Затем сгибаем заготовку второй раз пополам.

 Внешние углы получившейся трапеции опускаем, выравнивая поцентру.

 В результате имеем ромб.

 Его нижние уголки поднимаем вверх и наискось, как показано нарисунке.

 Получаются ушки. Ромбик, торчащий между ними складываемпополам, чтобы сформировать верхнюю линию головы.

 Переворачиваем модель.

 Мордочка готова, осталось лишь дорисовать или наклеить глазки.

 Ещё один квадрат аналогичного размера складываем с обоих боков кцентральной линии.

 Приходим к базовой форме «воздушный змей».

 Складываем заготовку пополам справа налево.

 Острый угол сгибаем, «укладывая» вдоль левой грани.

 И делаем складку в обратном направлении по обозначенной на рисункелинии. Туловище сложено.

 Остаётся лишь присоединить его к голове, вставив в имеющийся на еёобратной стороне «карманчик».

Собачка

Материалы:

 Квадрат из бумаги;

 Ножницы;

 Фломастеры.

Алгоритм работы:

Согните квадратный лист бумагипо диагонали и пригладьте пальцамилинию складки. Объясните ребенку, походу дела, что получившийсятреугольник – самая простая форма воригами.Сложите треугольник пополам,сомните посередине, разверните. Справой и левой стороны загните книзуострые уголки и прогладьте сгибы – этоушки.Подверните двойнойтреугольник вверх и заштрихуйтечерным фломастером его кончик –получите носик.Нарисуйте глазки-овалы и, если хотите, приклейте красный язычок изцветной бумаги. Но и без него выйдет симпатичная и жизнерадостнаямордашка щенка.

Лягушка.

Перед тем как начать работу, покажите ребенку картинки сизображением квакушки, обращая внимание на большой рот, выпуклые глазаи зеленую окраску животного.

Вам понадобятся:

 Лист цветной (зеленой) бумаги А4;

 Ножницы, клей;

 Овальные глазки, нарисованные и вырезанные из бумаги.

Алгоритм работы:

Сложите лист пополам, а боковые полоскисверните к месту центрального сгиба. Откройте первую полоску и согнитеверхние уголки к центру наподобие птички-галочки.Переверните деталь и повторите те же самыеманипуляции.Вышедший шестиугольник сложите погоризонтали пополам, а получившуюсятрапецию – по вертикали, потом раскройте ее исделайте маленькие разрезы (0,5 см) в центреоснования и на внешних носиках.Загните бортики вверх (их вышло 4 штуки).Приклейтеподготовленные глазки, затем возьмитесьуказательным и большим пальцами заголову квакушки, нажимом раскройтеогромный рот, и лягушка запоет своиквакающие серенады.

Крепкого вам здоровья, хорошего весеннего настроения!

До скорой встречи!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 22.12.2022.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (845) 95-2-35-52

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».